Карта сайта

Чистая страна

Проект «Чистая страна» призван объединить усилия Партии, федеральных и региональных органов власти, профессиональных экологов, общественников, экоактивистов, волонтеров для наиболее эффективного решения экологических проблем, с которыми сталкиваются избиратели в повседневной жизни.

Координатор проекта

БУРМАТОВ Владимир Владимирович, член Генерального совета Партии, Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды.

Обоснование актуальности проекта

Проект «Чистая страна» призван объединить усилия Партии, федеральных и региональных органов власти, профессиональных экологов, общественников, экоактивистов, волонтеров для наиболее эффективного решения экологических проблем, с которыми сталкиваются избиратели в повседневной жизни.

«Чистая страна» - это чистый воздух, чистая вода, природные территории, свободные от несанкционированных свалок, современное, цивилизованное обращение с отходами, эффективное лесовосстановление и гуманное, ответственное обращение с животными.

«Чистая страна» - это проект, объединяющий экологическую и коммунальную тематику в пределах городов и поселений.
Успешная реализация проекта в крупных городах поможет решить проблемы негативных последствий разрастания несанкционированных свалок, отсутствия качественной питьевой воды, загрязнения воздуха выбросами промышленных предприятий.

1. РЕФОРМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Объём твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся на территории Российской Федерации составляет порядка 50-60 млн. тонн в год. Захоронение на специализированных объектах, - полигонах ТКО, - является наиболее распространенным, но самым архаичным способом обращения с отходами. Полигоны ТКО являются источниками длительного негативного воздействия на окружающую среду, измеряющегося сотнями лет. Основным видом этого воздействия является поступление загрязняющих веществ в окружающую среду в виде высокотоксичного фильтрата и биогаза, содержащего в т.ч. парниковые газы и токсичные вещества. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего на территориях, прилегающих к полигонам захоронения отходов, является одной из крупных нерешенных экологических и социальных проблем.

Опыт прошедшего электорального периода показал, что проблематика мусорных полигонов – одна из самых реактивных: экологические
проблемы остро политизируются, с помощью современных средств коммуникаций застарелые «экологические болезни» регионов, связанные с нехваткой или отсутствием безопасных полигонов ТКО актуализируются в острую протестную повестку.

Для решения проблемы необходима модернизация существующих полигонов ТКО с обязательным проведением природоохранных мероприятий, которые должны сопровождаться максимально прозрачным, открытым партийным контролем, в том числе за функционированием и выводом из эксплуатации полигонов ТКО.

В целях увеличения доли переработки ТКО и снижения объёмов захоронения необходимо строительство новых современных объектов переработки и утилизации отходов.

Многие полигоны ТКО на территории РФ уже исчерпали свои мощности и закрыты. При этом данные территории продолжают оказывать негативное воздействие на окружающую среду, на них в течение длительного времени протекают процессы разложения отходов, сопровождающиеся эмиссиями биогаза, образованием фильтрационных вод, загрязнением почв токсичными органическими и неорганическими примесями. Поэтому необходимо их обезвреживание и приведение в нормативное состояние - рекультивация. Кроме того, с 1 января 2019 года в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги у граждан появится отдельная строка – плата за обращение с ТКО («вывоз мусора»). В связи с переходом на новую модель обращения с ТКО, во многих регионах существенно увеличится тариф, по которому будет осуществляться работа регионального оператора. Это может повлечь за собой всплеск социальной напряжённости, рост неплатежей ЖКХ. С целью предотвращения и смягчения последствий необходимо проведение активной информационной и разъяснительной кампании о решаемых государством задачах по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и жёсткий контроль за соблюдением важного условия: уменьшение жилищного платежа на сумму расходов, которые ранее были учтены в составе жилищного платежа на вывоз мусора. Крайне важным является распространение культуры раздельного сбора и накопления, сортировки отходов и снижения объемов неконтролируемого образования мусора в российских городах и сельских поселениях.

Одним из самых существенных изменений в нормативном регулировании обращения с отходами в 2018 году стала обязательная процедура общественного обсуждения территориальных схем обращения отходов, в том числе ТКО. В настоящее время размещение объектов ТКО (полигоны, зоны накопления, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы) должно обсуждаться с жителями региона. При этом крайне важно осуществлять активный мониторинг проведения таких общественных обсуждений и учет мнения граждан при утверждении и корректировке территориальных схем.

2. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Одним из очагов социальной напряженности являются так называемые объекты накопленного вреда окружающей среде – это официально не эксплуатируемые санкционированные и несанкционированные свалки отходов, в том числе промышленных.

Объекты НВОС годами наполнялись, в том числе высокотоксичными отходами, точный состав которых в принципе может быть неизвестен.
Яркими примерами таких объектов являются полигон промышленных отходов «Черная дыра», шламонакопитель «Белое море» в Нижегородской области, полигон опасных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области.

Также закрытые свалки и полигоны – инструмент электоральной борьбы и спекуляции оппонентов. При поддержке Партии на ликвидацию объектов накопленного вреда ежегодно выделяются значительные средства федерального бюджета. Опыт партийного контроля реализации Программы в совокупности с результатами контрольных мероприятий Счетной Палаты Российской Федерации свидетельствует о многочисленных нарушениях, непрозрачных процедурах отбора регионов-участников государственной программы «Чистая страна» (выделение субсидий), неконкурентных и коррупционных государственных и муниципальных закупках в рамках реализации региональных программ.

В итоге, несмотря на все усилия государства, социально-важное направление реализуется неэффективно – рекультивация самых одиозных объектов НВОС в настоящее время даже не началась, а соответствующие госпрограммы вероятно стали источником коррупционных доходов.

«Майским Указом» Президента России 2018 года предусмотрена ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, по расчетам Минприроды России, в целях реализации поставленной задачи предстоит ликвидировать 191 крупную свалку.

Одним из участков работы Проекта, находящимся на стыке блоков ликвидации НВОС и сохранения водных объектов, является программа ликвидации накопленного вреда от деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствующей государственной программе ежегодно констатируется крайне низкое выполнение целевых показателей. Несмотря на выделение рекордных средств на ликвидацию отходов ЦБК, в настоящее время даже не определена технология ликвидации, проектно-сметная документация не утверждена и была возвращена на доработку.

Партийный контроль является необходимым инструментом повышения эффективности реализации государственных экологических программ в сфере ликвидации объектов накопленного вреда.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР («ПЕРЕЗАПУСК РОП»)

Для перехода от накопительной (захоронение) к перерабатывающей модели обращения с ТКО требуется «перезапуск» механизма расширенной ответственности производителей (РОП) потребительских товаров и упаковки, предусматривающий, что сбор и утилизация отдельных категорий отходов потребительских товаров и упаковки осуществляется производителями и импортерами этих товаров.

В настоящее время производителям и импортерам экологически небезопасных материалов (пакеты, ПЭТ-бутылки и т.п.) выгоднее заплатить экологический сбор, чем обеспечить переработку – отсутствует гарантированный доступ к достоверной информации об объеме ввезенных и произведенных материалов, ответственность за недостоверную информацию, заявленную плательщиком сбора, невыполнение обязанности по уплате. Мониторинг государственных закупок получателей средств экологического сбора позволит контролировать эффективность целевого расходования бюджетных средств.

4. «ЧИСТАЯ ВОДА»

Согласно статистике, состояние водных объектов находится на 3 месте в рейтинге экологических проблем в Российской Федерации. Основная причина загрязнения рек - сбросы загрязненных сточных вод. Состояние очистных сооружений централизованных систем водоотведения оставляет желать лучшего, в большинстве случаев эксплуатируемое оборудование устарело. Необходима модернизация очистных сооружений централизованной системы водоотведения, установка ливневых очистных сооружений и ликвидация незаконных сбросов в водные объекты.

Ежедневно жители российских городов используют воду, поступающую из центрального водоснабжения, в том числе, употребляя её в пищу. Столь ценный коммунальный ресурс является не только продуктом питания и частью гигиены, но и одним из ключевых факторов качества жизни граждан.

В результате активной техногенной деятельности человека и проблем урбанизации ухудшение качества воды создает риски для здоровья населения и угрожает реализации прав потребителей коммунальных услуг.

По данным Роспотребнадзора РФ, количество смертей, связанных с употреблением нефильтрованной загрязненной питьевой воды в регионах, ежегодно составляет около 15-19 тыс. чел. Роспотребнадзором в ходе контрольно-надзорных мероприятий ежегодно выявляется большое количество нарушений санитарного законодательства на обследованных объектах водоснабжения и водоотведения.

Крайне опасна для здоровья граждан эксплуатация централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения (т.е. горячая вода, идущая по одним и тем же трубам, используется одновременно и для отопления, и для горячего водоснабжения).

5. ВОДНЫЕ СОКРОВИЩА РОССИИ

Одним из целевых показателей реализации задач, поставленных «майским» Указом Президента России, является задача по «очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волга, Дон, Обь, Енисей, Амур, Урал, Печора».

При этом охрана и восстановление озера Байкал и бассейна реки Волга еще до 2018 года осуществлялись в рамках соответствующих государственных программ. До формирования национального проекта «Экология» государственная программа сохранения Волги испытывала острый дефицит финансирования (например, всего 1,4 млрд рублей на 2018 год), а программа сохранения Байкала и байкальской природной территории демонстрировала в 2015 - 2018 гг. крайне низкое кассовое исполнение (осваивались всего 10-30% выделенных бюджетных средств). В соответствии с паспортом обновленного федерального проекта экологического оздоровления водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое, предусмотрено сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал на 71,8% к 2024 году, увеличение протяженности сооружений инженерной береговой защиты на 18 км, в 2021 году планируется начало выпуска в озеро Байкал водных биологических ресурсов (до 753 млн особей в год).

Не менее масштабные задачи поставлены обновленным федеральным проектом сохранения реки Волга – к 2024 году планируется восстановить 775 км водных объектов Нижней Волги, построить и реконструировать 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в Низовьях Волги, извлечь 95 утилизированных судов со дна реки.

К сожалению, финансовая обеспеченность реализации проектных мероприятий не гарантирует их эффективной реализации. Возможности федеральных органов исполнительной власти по постоянному мониторингу ограничены нормативно, а кадровое обеспечение не позволяет в полной мере охватить все участки федеральных проектов.

При этом обновленные федеральные проекты в сфере экологии при их достаточном финансировании обладают огромным потенциалом электорального инструментария, и при должном партийном контроле и содействии способны стать важным социальным институтом повышения уровня жизни в регионах, где они реализуются.

6. ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

Качество атмосферного воздуха, особенно в крупных городах или вблизи промышленных предприятий вызывает обоснованное беспокойство жителей. «Черное» небо в городах приводит к повышению заболеваемости населения и неблагополучной экологической обстановке. Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 30 млн. тонн загрязняющих веществ. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится 19% городского населения, проживающего в 27 субъектах Российской Федерации. В крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет от 50% до 90%.
Улучшение ситуации зависит от экологической честности отдельных предприятий (особенно в моногородах), а также от эффективности действий региональных и местных властей.

Президентом России В.В.Путиным в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах. Для 12 наиболее загрязненных городов необходимо разработать комплексные планы по снижению выбросов. В число этих городов включены: Норильск, Красноярск, Братск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

При этом проблема выброса загрязняющих веществ актуальна для большинства российских городов, рядом с которыми расположены опасные промышленные производства – зачастую цифры по загрязнению воздуха берутся «из воздуха».

Высокую социальную напряженность и, зачастую, панику создают сообщения о «выбросах». При этом степень доверия экологическим замерам и официальной информации со стороны органов публичной власти и администрации предприятий является крайне низкой. Необходимо создание системы независимого общественного мониторинга и партийного контроля экологической ситуации в режиме онлайн.

7. СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ И РЕДКИХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

Биологическое разнообразие – основа функционирования экосистем, от которой зависит вопрос выживания редких видов диких животных в условиях постоянного повышения антропогенной нагрузки на их традиционные места обитания.

В условиях социальной напряженности, в том числе обусловленной неблагоприятными условиями окружающей среды, дикие животные традиционно считаются индикаторами позитивных изменений.

Национальный проект «Экология» предусматривает, в том числе, создание 24 новых особо охраняемых природных территорий, таким образом, к 2024 году в России будет 241 территория с особым охранным режимом. По данным Минприроды, увеличение количества ООПТ приведет к увеличению количества посетителей-экотуристов с 6 до 10,4 млн человек в год.
Работы по увеличению природных территорий – ареалов обитания диких животных неразрывно связаны с необходимостью охраны и защиты их популяций.

Зоозащитники, как активная группа граждан, объединенных общностью интересов, обладают недооцененным потенциалом. Сотрудничество с зоозащитными объединениями и экоактивистами в рамках партийного проекта может быть эффективным, в том числе в электорально-сложных регионах. Работа в рамках проекта по защите национальных биоресурсов – важный элемент внутренней региональной политики.

8. МОНИТОРИНГ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»

Национальный проект «Экология» – обновленный формат реализации первостепенных задач политики в сфере экологии и охраны окружающей среды. Проектный подход в совокупности с обоснованными и измеримыми показателями могут стать эффективными инструментами, направленными на улучшения качества жизни граждан Российской Федерации. Национальный проект состоит из федеральных проектов, которые реализуются в регионах России за счет организационного, методического и финансового участия федерального центра. За счет средств федерального бюджета полностью субсидируются или софинансируются региональные программы и мероприятия в сфере экологии и обращения с отходами (в том числе ТКО).

Контроль и надзор за реализацией нацпроекта в сфере экологии осуществляется многочисленными контрольными органами. Несмотря на наличие государственного контроля, опыт реализации программы «Охрана окружающей среды», заменить которую должен обновленный нацпроект, демонстрирует формальный подход к реализации показателей эффективности, который, зачастую, сочетается с исполнением исключительно «по документам». Привлечение партийного ресурса – актива региональных и местных отделений – позволит сочетать государственный контроль (например, кассового исполнения, своевременного издания необходимым нормативно-правовых актов) с партийным мониторингом – контролем за теми показателями, которые доступны для измерения без специальных контрольных полномочий.

Каждый из федеральных проектов в составе национального проекта «Экология» содержит от двух до пяти целевых показателей, 20 показателей верхнего уровня, многочисленные контрольные точки, дополнительные показатели и цели. Мониторинг части заявленных исполнителями проектов показателей позволит Партии участвовать в успешной реализации федеральных проектов, направленных на улучшение качества жизни через улучшение экологии в регионах России.

Цель проекта

Создание устойчивой взаимосвязи между партийным контролем, комплексными общественным мониторингом экологической ситуации и реализацией мероприятий в рамках национального проекта «Экология».

Задачи проекта:

  • Формирование устойчивой сети региональных и муниципальных специалистов в сфере обращения с отходами производства и потребления, функционирования централизованных систем водоснабжения и систем улучшения экологической атмосферы вокруг производств, проводящих образовательно-просветительскую деятельность на базе региональных и местных отделений, общественных приемных Партии;

  • Системное проведение онлайн-мониторингов по соблюдению требований экологического законодательства;

  • Создание информационной аналитической системы и «многослойной» электронной карты реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Экология»;

  • Участие в разработке национальных экологических стандартов сортировки и переработки отходов, в том числе – запрета на захоронение органических отходов, приводящих к появлению неприятного запаха в городах;

  • Контроль целевого расходования экосбора в регионах для предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду;

  • Участие в выработке единых экологических стандартов:
     современных объектов обращения с ТКО;
     модернизации существующих полигонов ТКО;
     рекультивации закрытых полигонов ТКО.

  • Внедрение раздельного сбора отходов на территории Российской Федерации;

  • Обобщение и популяризация лучших практик, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

  • Мониторинг внедрения лучших практик, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории Российской Федерации;

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в области экологического законодательства;

  • Создание условий для реабилитации и санитарной очистки малых рек в регионах Российской Федерации;

  • Мониторинг реализации «реформы ТКО» и обоснованности тарифа на обращение с ТКО (вывоз отходов) в составе жилищно-коммунальных услуг, анализ повышения цен в разрезе регионов;

  • Создание рейтинга регионов по успешности реформирования отрасли обращения с отходами;

  • Создание условий для формирование единой автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха;

  • Организация общественного и партийного контроля за ходом реализации национального проекта «Экология»;

  • Обеспечение максимальной открытости прохождения публичных обсуждений экологически значимых вопросов;

  • Обеспечение участия населения в реализации мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Сроки реализации проекта 2018 – 2024 гг.

Формат работы:

  • Проведение семинаров, лекций и онлайн-конференций по актуальным вопросам водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, загрязнения воздуха, для собственников помещений в многоквартирных домах, собственников частных домовладений, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  • Разработка учебных пособий, буклетов, плакатов, изготовление просветительской литературы, видеороликов, информационных фильмов, компьютерных и настольных игр, мобильных приложений, сувенирной продукции по тематике проекта, разъяснительная работа через СМИ;

  • Проведение федеральных и региональных мониторингов, всероссийских акций и дискуссий с привлечением экспертного сообщества, направленных на широкое вовлечение и объединение жителей, активистов и лидеров общественного мнения по месту жительства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, водоснабжения, улучшения экологической атмосферы вокруг производств;

  • Распространение библиотеки лучших практик по тематике партпроекта;

  • Координация процесса рекультивации накопленного ущерба окружающей среде на закрытых полигонах;

  • Аудит и актуализация сводных томов предельно допустимых выбросов предприятий, негативно влияющих на качество воздуха;

  • Организация партийного и парламентского контроля за правоприменением федеральных законов и нормативно-правовых актов по тематике партпроекта;

  • Разработка и принятие законотворческих инициатив по совершенствованию экологического законодательства;

  • Организация экологических уроков, семинаров, круглых столов, дискуссий, общественных обсуждений, конференций с привлечением экспертного сообщества;

  • Организация и поддержка массовых мероприятий, экологических акций, конкурсов. викторин, флеш-мобов, соревнований в области экологического просвещения.

Паспорт проекта
Новости
новости проекта
партийные проекты
(16)
последние новости